Престиж или норма?

Престижные колледжи Москвы: как найти свой «МГУ» среди ссузов?

Слава учреждений среднего профессионального образования не такая яркая, как слава лучших университетов. Однако по качеству образования ссузы не уступают вузам. Астроном Карл Саган утверждал, что человек сделан из звездной пыли – а разве люди хуже далеких звезд? Вот и ссузы не хуже вузов.

Традиции

Выстраивать московские ссузы в «золотую» цепочку, подобную университетской – «МГУ – МГИМО – Физтех – МИФИ – ВШЭ – РГГУ – МАРХИ…» – москвичи не привыкли. Однако это всего лишь вопрос традиций: ни в России в целом, ни в ее столице не принято особенно хвалиться тем, что учишься в техникуме, колледже или училище. Напротив, обычно к этому факту учащиеся относятся весьма приземленно и реалистично – а главное, помнят, что прямо сейчас они получают профессию (о чем часто забывают заигравшиеся в детство студенты вузов). А столь спокойное отношение как-то не сочетается с мыслями о престиже, хотя причины для подобных размышлений вполне могут быть в наличии.

И одна из таких причин – долгая история ссуза. Если вы мечтаете непременно о престижном учебном заведении – узнайте, когда оно было основано. Может быть, еще до Великой отечественной войны или сразу после нее? За многие годы там не могла не сложиться своя школа преподавания, своя неповторимая атмосфера. А если там умеют беречь секреты мастерства, то и в суровые девяностые годы прошлого века их не растеряли, хотя времена для среднего профессионального образования тогда объективно были сложные, ведь нелегко пришлось и промышленности.

Норма

В сфере высшего образования, в отличие от сферы среднего профессионального образования, сейчас ощущается некоторая неразбериха. Университет, издавна признанный престижным, чтобы продолжать таковым оставаться, должен попасть в список эффективных вузов. Это как если бы человек не спешил бы впредь определенно считать себя уважаемым, пока не получит оценку со стороны. К счастью, у людей есть еще и самооценка, и психологи давно научились определять, заниженная она, завышенная или адекватная. 

В пересчете на учебные заведения подобной «самооценкой» выступают понятия как типичного вуза, так и типичного ссуза. Их описания зафиксированы в правительственных документах. Согласитесь: мы не можем судить, что такое престиж, пока не определим, что такое норма.

Действительно, выбирая колледж, хорошо бы иметь представление об утвержденной норме «среднего колледжа». И неважно, что реальность может отличаться от бумаг, ведь бумаги дают ориентир! (Кстати, когда речь идет о государственном колледже, его соответствие образцу должно быть более полным, а когда вы планируете поступать в негосударственный колледж, тут достаточно лишь примерного соответствия.)

Согласно типовому положению, ссузы существуют затем, чтобы удовлетворять потребности личности «в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования», а также – удовлетворять потребности общества в специалистах с таким образованием. На учреждения среднего профессионального образования возлагается задача сформировать у учащихся трудолюбие, а также другие полезные качества – например, творческую активность. Это не идеал, это должно быть в порядке вещей!

Как же тогда должен выглядеть идеал – наверное, он предполагает более усиленное воспитание трудолюбия? Но нет, излишне загрузить учащихся у ссуза не получится: в неделю на все виды учебной деятельности, как аудиторной, так и домашней, не должно отводиться более 54 академических часов (по дневной форме обучения). А «престижнее» – просто запрещено!

Если переусердствовать в учебе нельзя, может быть, можно пойти окольными путями? Но наличие у московского ссуза филиалов в других городах тоже не говорит о том, что это выдающееся учебное заведение. Типичный колледж может иметь в своей структуре лаборатории и полигоны, учебные хозяйства и общежития, организовать, скажем, целевой прием, проводить экзамены творческой направленности при приеме на соответствующие этому специальности и разбивать группы учащихся на подгруппы; его преподаватели вправе читать лекции и поручать студентам курсовое проектирование – ничего из этого не должно восприниматься как нечто из ряда вон выходящее. В типовом положении как само собой разумеющееся упомянуто даже международное сотрудничество ссузов.

А вот типового положения о престижном московском колледже попросту не существует! Наверное, потому, что обычный колледж – это уже хорошо?

Яндекс.Метрика

Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник.

Копирайт сайта CollegeNews.ru

© 2011—2016, ООО «Универ-Пресс»

Возрастное ограничение 12+