Деньги для колледжей

Колледжи и гранты

Легендарная бедность учебных заведений среднего профобразования уходит в прошлое. Сегодня они друг за другом выигрывают серьезные гранты. А чем богаче становтся колледж или техникум, тем больше возможностей открывается перед его учащимися. Давайте посмотрим, какие профессиональные направления получают грантовую поддержку в современной России и что из этого следует.

Сестринское дело

Балаковский медицинский колледж (Саратовская область) в сотрудничестве с американскими партнерами подготовил проект по созданию Центра передовых компетенций в онкологической медсестринской практике. Этот и другой подобный ему проекты (второй проект предусматривает создание аналогичного центра в Московском регионе на базе Раменского медицинского колледжа №2) удостоились гранта в 500 000 долларов, что в отечественном эквиваленте составляет более 17 миллионов рублей. 

Проекты планируется реализовать в ближайшие два года. В их рамках медикаментозное лечение, осуществляемое врачами, будет сопровождаться методически обоснованной работой медсестер по повышению качества жизни пациентов. В Балаковском колледже последовательно продвигается идея привлекать медсестер к участию в профилактических и образовательных мероприятиях в сфере онкологии, благодаря чему удалось выявлять состояния, угрожающие здоровью, вовремя. 

Операторы заправочных станций

Нижнекамский агропромышленный колледж (республика Татарстан) победил в специализированном конкурсе – и стал обладателем гранта в 2 млн рублей. Грантовая поддержка будет направлена на подготовку операторов заправочных и нефтеналивных станций, а также водителей погрузчика – дело в том, что именно эти профессии сочтены здесь наиболее востребованными. Им будут обучать в рамках краткосрочных программ от нескольких недель до 10 месяцев. Программы уже одобрены потенциальными работодателями выпускников.

Деньги планируется потратить, в частности, на переоборудование мастерских.

Музыкальное исполнительство

Алтайский государственный музыкальный колледж (Барнаул) расходует губернаторские гранты на привлечение талантливых ребят в ряды своих учащихся. Как это происходит? На полученные средства представители учебного заведения регулярно устраивают выездные концерты и мастер-классы в музыкальных школах края. Всё логично: оценив квалификацию гостей, юные музыканты понимают, что в этот колледж (первый ссуз искусства, основанный на Алтае) им действительно стоит постараться поступить.

Машиностроение

Ресурсный центр – модный образовательный формат для учреждения среднего профессионального образования сегодня. Именно такой центр – по специальности «Технология машиностроения» – создается в Невинномысске (Ставропольский край) на 35-миллионный грант конкурса Федеральной целевой программы развития образования, выигранный Невинномысским агро-технологическим колледжем. Учебное заведение нового типа даст еще один стимул развитию региона Ставрополье. Наличие 3D-оборудования, работа с разными возрастными группами, переподготовка профессионалов, стажировки для преподавателей и, конечно, тесное сотрудничество с компаниями – всё это несомненные плюсы проекта.

А Новосибирский машиностроительный техникум «совместил» закупку оборудования на средства полученного им гранта и открытие первого в России центра сертификации рабочих кадров машиностроительной отрасли: центр открылся как раз на базе техникума.

Овощеводы и механизаторы

Татарский политехнический колледж (Новосибирская область) стал обладателем гранта местного Министерства труда и занятости. Размер выигрыша – 6 млн 900 тыс. рублей – позволил колледжу оборудовать лабораторию и теплицы для овощеводов защищенного грунта, закупить разнообразный учебный транспорт для будущих механизаторов, а также заменить компьютеры и обновить литературу.

Персонал АЭС

Атомные электростанции – дело серьезное. Их обслуживание требует коллективных трудовых усилий. Ряд техникумов и колледжей Курской области как раз и обучают профессионалов для решения этих задач на Курской АЭС-2 – и, скооперировавшись, заслужили 23 миллиона рублей в рамках соответствующего федерального гранта. 

Специальности, осваиваемые дистанционно

Дистанционное образование не слишком затратно для тех, кто его получает. Однако те, кто его организует, должны как минимум обладать адекватными техническими ресурсами. В подобных случаях может помочь грант. Так, в Новороссийском колледже строительства и экономики отделение дистанционного обучения открылось именно благодаря грантовым средствам.

Предпринимательство

Недавно учащиеся техникумов и колледжей Хабаровска получили право участвовать в розыгрыше гранта на открытие собственного бизнеса – «всего» 100 тысяч рублей, что немного по сравнению с вышеупомянутыми грантами – но и рассчитан такой приз на одну персону. Речь идет о конкурсе «Молодежный бизнес-проект», причем к рассмотрению принимаются идеи не только новых услуг, но и новых производств.

Индустрия гостеприимства

Именно таков профиль московского колледжа № 23. В позапрошлом году он стал одним из дюжины столичного рейтинга колледжей. Учебные заведения, побеждающие в рейтингах городского уровня, получают гранты мэра. Проверьте, так ли это в вашем городе! 

Металлургия

7 техникумов и колледжей Урала получили серьезные гранты из федерального бюджета – к примеру, Нижнетагильскому горно-металлургическому колледжу имени Черепановых выделено 5 миллионов рублей. Эта поддержка осуществилась как раз потому, что выбранные учебные заведения обучают будущих металлургов.

Работники железных дорог

Небольшие гранты можно выдавать непосредственно лучшим выпускникам. Именно так отметили в минувшем году окончание Пензенского железнодорожного техникума отдельные его учащиеся, которым было поручено разрабатывать проекты для ОАО «РЖД». А в этом году гранты распределятся между студентами таких же техникумов и колледжей в Брянске, Калуге, Орле и Рязани.

***

Говоря о грантах, обычно подразумевают совсем не то, о чем говорилось выше. Грант принято понимать как подобие разовых достаточно крупных стипендий на научную деятельность для лиц, которые уже имеют высшее образование, но всё никак не унимаются в своих попытках продлить университетский образ жизни. Поэтому привычка «жить на гранты» и подвергается критике: мол, человеку, выигрывающему эти субсидии на исследования, нравится быть вечным студентом.

Разница тут очевидна: как вы, наверное, уже успели заметить, гранты для учреждений среднего профессионального образования выдаются чаще учебным заведениям, чем отдельным учащимся, и рассчитаны на сугубо практические цели. Безупречный подход!

С другой стороны, ученый охотник за грантами более свободен и самодостаточен. Нужен ему грант – тогда он сам принимается продумывать достойную этого гранта идею исследования, и местный рынок труда тут может быть совершенно ни при чем. А шансы будущего квалифицированного рабочего на получение профессионального образования в суперкомфортных условиях (на грант!), в большей степени зависят от того, какая специальность наиболее интересна его региону. И здесь повезет человеку, который искренне чувствует кадровые потребности своей малой родины и действительно готов осваивать профессии, наиболее востребованные в местном масштабе. Вероятность стать одним из тех, кому поможет грантовая поддержка, велика именно для таких людей.

Татьяна Карпеченко, журнал "Абитуриент"

Яндекс.Метрика

Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник.

Копирайт сайта CollegeNews.ru

© 2011—2016, ООО «Универ-Пресс»

Возрастное ограничение 12+