Естественные науки – не самые простые для усвоения и понимания. Какая задача стоит перед преподавателями физики в техникумах и колледжах современной России? Удачное выполнение лабораторных работ или же контрольная по физике на отлично – далеко не всё, чему должны научиться студенты за время обучения. Курс физики в средних учебных заведениях предполагает изучение целого ряда различных разделов:
- механика;
- оптика;
- квантовая механика;
- ядерная физика и так далее.
Предмет физики
Физика изучает природные явления во всем их многообразии. Речь идет о механических, электрических, атомных, магнитных, оптических и многих других явлениях. Но как всего лишь одна наука в состоянии разобраться и объяснить такое множество различных явлений? Она способна выводить из них общие законы и закономерности – и это удивительное свойство физики.
Важнейшей задачей студентов при изучении этого предмета в колледжах и техникумах можно назвать восполнение пробелов в математике. Ведь именно она лежит в основе физической науки. И эти пробелы нужно устранить. Иначе двигаться вперед в изучении физики будет нелегко.
Актуальные проблемы изучения физики
Сегодня роль такой фундаментальной науки, как физика, существенно повысилась. И это неудивительно. Ведь только она способна гарантировать эффективное разрешение проблем, стоящих перед современным обществом. Например:
- Производство энергии.
- Создание и применение современного оборудования.
- Защита природной среды и так далее.
По мере роста значения физической теории сама наука неумолимо теряет свою привлекательность в глазах студентов. Она им кажется неинтересной, абстрактной и даже в некотором смысле бесполезной. Иными словами, физика, как базис всех современных технологических достижений, перестает быть для них значимой. Это тревожная тенденция, которая должна натолкнуть на мысль о необходимости изменения подходов в процессе ее изучения.
В первую очередь это объясняется некоторой оторванностью науки от окружающей нас действительности. Кроме того, обилие теоретических материалов без практической составляющей приводит к недооценке значения физики. Студенты просто не видят очевидных закономерностей явлений, их взаимосвязи и роли в обычной повседневной жизни. Именно поэтому в современных колледжах России целью номер один является максимальное повышение наглядности преподаваемого материала, его конкретности и возможность практического применения.
Эксперимент – как выход из тупика
Чтобы повысить интерес студентов колледжей и техникумов к изучению этой науки, необходимо организовать преподавание, основываясь на эксперименте. Такой подход позволит продемонстрировать захватывающие природные явления в действии, показать их уникальность и неповторимость. Эксперимент – это реальный шанс снова вернуть популярность физической науке в глазах современных студентов. На это как раз и нацелено выполнение лабораторных работ.
Поэтому одним из ключевых методов изучения должны стать лабораторные работы:
- Наблюдение и анализ различных физических явлений.
- Знакомство с измерительными приборами и их применение с целью проведения наблюдений и экспериментов.
- Измерение различных величин, будь то внутреннее сопротивление источника тока, сопротивление проводника посредством амперметра и так далее.
- Анализ взаимосвязи физических процессов.
- Знакомство с работой установок, а также приборов.
Главное преимущество эксперимента заключается в том, что его довольно легко интегрировать во все этапы современного урока и внеурочные занятия:
- опросы;
- актуализация полученных знаний;
- постановка проблем урока;
- внешкольные занятия;
- лабораторные работы и так далее.
Использование при изучении физики в колледжах и техникумах эксперимента позволяет существенно увеличить активность студентов. Кроме того, он полностью избавляет полученные знания от формализма, способствует выработке критического подхода в оценке результатов экспериментальной работы.
Учитывая все вышесказанное, имеет смысл уделить максимум внимания домашним внеклассным опытам. Отсутствие контроля педагога при домашних лабораторных работах позволяет пробудить живой интерес к предмету изучения. Это способствует активизации самостоятельности и инициативности.