18.11.2017
Российские вузы только ищут пути перехода к новым стандартам образования, требующим наличия у выпускников трех главных компетенций: soft skills – поведенческих навыков и личностных качеств, позволяющих принимать решения и брать на себя ответственность, hard skills – практической профессиональной подготовки и digital skills – владения современными технологиями. Но российская система среднего профессионального образования осваивает новые требования к подготовке специалистов полным ходом и делится прогрессивными наработками с вузами.
Генеральный директор союза WorldSkills – Россия Роберт Уразов рассказал в интервью «МК», что в этом направлении уже многое сделано. Он отметил, что за четыре года удалось сформировать систему подготовки профессионалов, которая превосходит мировые аналоги. Для студентов ссузов создана уникальная техническая среда – система чемпионатов WorldSkills, мотивирующая на развитие и дающая четкую систему координат профессионального роста, в которой немаловажное место занимают демонстрационные экзамены, активно внедряющиеся колледжами.
Участием в первенствах WorldSkills и демоэкзаменами уже охвачены почти 10 % студентов средних специальных профессиональных образовательных заведений, а уровню стандартов WorldSkills полностью соответствуют 17 % обучающихся в техникумах и колледжах. Глава «Ворлдскиллс Россия» добавил, что всего за несколько лет Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров готово довести этот показатель до 100 %, а с помощью государство процесс пойдет еще быстрее.
Приобщение к новым методикам обучения преподавательского состава колледжей достигает 85 %. Лучшие педагоги обладают актуальными навыками и компетенциями и эффективно передают их учащимся.
Обучение по стандартам WorldSkills дает не профессию, а набор компетенций, из которых каждый выпускник в будущем самостоятельно сформирует собственный профессиональный профиль. Особо Роберт Уразов отметил то, что методики WorldSkills, изначально предназначавшиеся для совершенствования среднего профессионально-технического образования, стали активно использовать и российские вузы.
Самые сильные университеты, например, ВШЭ, Санкт-Петербургский и Московский политехи увидели в компетенциях WorldSkills мощный инструмент повышения профессиональной ценности своих выпускников и начали давать им подготовку по стандартам профтехобразования. Дальневосточный политехнический университет уже обязал всех первокурсников сдавать прикладные дисциплины, без знания которых немыслим инженер. Орловский государственный университет к 2020 г. откроет 17 специализированных центров компетенций, аккредитованных по мировым профстандартам Worldskills. Сегодня в экспериментальном формате 50 студентов ОГУ уже осваивают компетенции профессии электромонтажника.